IsraStyle > Новости > Государство с одним телеканалом

Государство с одним телеканалом


Опубликованно: 21 января 2010
Государство с одним телеканаломНа Первом государственном телеканале происходит массированное урезание бюджетных средств. Совершенно неясно, что в итоге останется от телеканала. У Моти Шкляра, руководителя государственного управления телевещания, возможно, нет иного выхода. Однако весьма сомнительной представляется методика спасения тяжело больного пациента путем перевода его на голодную диету. Ясно одно: любой шаг в этом направлении, учитывая к тому же проблемы 10-го канала, ведет нас полной и окончательной монополизации телеэкрана. Израиль превращается в "государство Второго канала".

Второй канал сумел создать вполне удачную модель коммерческого телевещания, и сам по себе второй канал не является проблемой. Если реалити-шоу "Большой брат" настолько интересно огромному числу людей, то этому наверняка есть причины. И тот, кто выступает против реалити-шоу, проявляет снобизм. Однако положение, при котором второй канал станет единственным общенациональным каналом, это подлинное культурное землетрясение, В самом худшем смысле этого слова.

Средства массовой информации базируются на нескольких основополагающих принципах – вариативность, альтернатива, разножанровость, разнообразие целевых аудиторий (различные сектора общества, возрастные группы и т.п.). СМИ позволяют высказываться максимально большому числу людей, дают возможность развиваться как можно большему числу журналистов, представителям профессии, которая исчезает на наших глазах вместе с закрывающимися газетами и агонизирующими телеканалами.

Распространенные утверждения о том, что никто не смотрит Первый канал, очень дурно пахнут. 25-процентный рейтинг популярного телешоу на втором канале – это не более, чем четвертая часть всей телеаудитории. Три четверти населения не заинтересованы смотреть эти телепередачи. Три четверти населения заинтересованы в других программах. Они смотрят фильмы, они следят за футбольными матчами, они смотрят 10-й канал, они смотрят 1-й государственный канал. Еще как смотрят.

Я могу привести пример из личного опыта. Поскольку я являюсь специалистом в области языкознания, меня нередко приглашают принять участие в различных телепрограммах. Недавно я участвовал в беседе с Довом Эльбоймом в его программе "Недельная глава" на первом канале. Это было в пятницу вечером. В это же время по Второму каналу транслировалась новая интересная программа, которую ведут популярные Хаим Коэн и Марина Максимилиан Блюмин.

Неделей раньше я дал интервью корреспонденту программы "Пятничная студия" Второго канала. Как это уже случалось в прошлом, от моего интервью в сюжете осталась одна фраза, да и та была подана вне контекста таким образом, как это было выгодно пиарному содержанию сюжета.

Лишь немногие обратили внимание на мое участие в сюжете "Пятничной студии". Однако после моей беседы с Довом Эльбоймом на Первом канале (программа, в которой участвуют одни лишь "говорящие головы") я стал получать отзывы от многих людей. Меня останавливали на улице. Я получал письма, телефонные звонки.

Разумеется, количество людей, смотревших программу "Недельная глава" было гораздо меньшим, чем число зрителей "Пятничной студии" Второго канала. Однако программа Эльбойма показалась им интересной, она касалась важных для них тем. Я чувствовал, что мне удалось сказать что-то действительно важное, а не просто обозначить свое присутствие на телеэкране. То же самое произошло со мной несколькими неделями ранее, когда на том же первом канале я беседовал с телеведущей Геулой Эвен.

Второй канал изобрел яркий, шумный и избыточный стиль подачи информации. Десятый канал ищет свой путь на стыке нескольких стилей. Первый канал продолжает давнюю телевизионную традицию, менее нервозную, более разговорную, зачастую обращающуюся к отдельным, нишевым, группам телезрителей. Иногда телепродукция первого канала оказывается не слишком качественной. Но и на втором канале есть масса неудачных программ. Иногда на первом канале можно увидеть настоящие жемчужины телевизионной журналистики. Но главное не это. Главное то, что у этого канала есть своя аудитория, которая в нем нуждается.

Телевидение все еще остается главным средством массовой информации, формирующим общественное мнение – нравится это кому-то или нет. И поэтому нельзя допустить монополии в этой важной сфере.

Рубик Розенталь, "Маарив", 21.01.2010