Tel-Aviv Dance - первый международный фестиваль танца, который ежегодно будет проходить в "городе без перерыва". По этому поводу на пресс-конференцию в центре Сюзан Далаль пожаловали все его учредители: мэр Тель-Авива-Яффо Рон Хульдаи, генеральный директор Центра сценических искусств Хана Муниц, генеральный директор центра Сюзан Далаль Яир Варди, представители МИДа и сотрудники посольств.
В своем выступлении Рон Хульдаи поведал о том, сколь много внимания в подведомственной ему мэрии уделяется вопросам культуры вообще и балету-танцу - в частности. Вслед за тем Хана Муниц справедливо назвала Хульдаи "нашим тель-авивским министром культуры". И процитировала замечательные строки из романа "Тмоль, шильшом" Шмуэля Агнона о том, что только в танце тело обретает душу. Яир Варди подчеркнул значение фестиваля для молодых хореографов и заметил, что Tel-Aviv Dance станет самым крупным проектом в городе, представляющим панораму мирового танца - от классического балета до модерна и фольклорного "world dance".
В грядущем фестивале примут участие коллективы из Испании, Англии, Португалии, Турции, Италии, Польши, Франции, Буркина-Фасо и, разумеется, наши местные таланты. А выступать они будут в тель-авивском Центре сценических искусств, центре Сюзан Далаль, театре "Тмуна" и аудитории "Дуль".
Танцовщик и хореограф Мигель Анхель Берна из Испании привозит спектакльRasmia. Аккомпанирует ему ансамбль, в составе которого играют флейты, гитары и ударные инструменты. Присягая на верность народному испанскому танцу, Мигель покажет огненную "Арагонскую хоту", заставляющую вспомнить одноименную увертюру Глинки. Если кто-то из вас помнит эту знаменитую тему-комету, огромный "хвост" которой состоит из бесчисленных мелодий-вариантов, наверняка поймет, о чем идет речь. Мелодии-побеги дразнят, манят, создавая причудливую вереницу мотивов, и исчезают как хоровод танцующих, растворившихся в карнавальной толпе...
В своем танце Мигель Анхель Берна использует прозрачные кастаньеты, изготовленные его отцом. Кажется, что эти кастаньеты появляются буквально ниоткуда. Вроде бы они являются естественным продолжением кисти - и в то же время живут сами по себе, совершенно отдельно...
Кроме Глинки, знаменитый трехдольный ритм Арагонской хоты использовался в произведениях Сарасате, Бизе, Листа, Сен-Санса, Шостаковича. Ритм, надо признать, довольно сложный. Мигель отщелкивает ритм, продолжая танцевать, и это создает абсолютно завораживающее впечатление.
Спектакли пройдут 5 и 6 октября в центре Сюзан Далаль.
Португальская труппа Companhia Portuguesa de Bailado Contemporaneo под руководством хореографа Васко Велленкампа представит постановку "Реквием" на музыку Бенджамина Бриттена. Речь идет о его Симфонии-реквиеме (Sinfonia da Requiem), куда менее знаменитой, чем "Военный реквием". Симфония-реквием, написанная в 1940 году, явилась непосредственным откликом на смерть родителей великого английского композитора. В свою очередь, Васко Велленкамп отразил в своем спектакле скорбь о современном человечестве. И в то же время эта постановка дарует надежду на возрождение, на то, что мир-таки спасет красота...
Еще одна постановка португальцев - "Мечты седьмой птицы" - навеяна поэмой "Собрание птиц" знаменитого персидского поэта-мистика 12 века Фарида ад-дин Аттара. Эта притча повествует о семи долинах Пути - стадиях, проходимых путником в его странствии к Богу. Начинается все с внутреннего очищения и отреченности от мира, его власти и от всего мирского. А заканчивается в местах обетованных, где с утратой собственного "я" путник обретает вечное отдохновение. Смысл притчи великолепно выражен в движениях 16 танцовщиков труппы: на протяжении всего спектакля моменты крайней напряженности внезапно сменяются покоем.
Спектакли пройдут 8, 9 и 10 октября в центре Сюзан Далаль.
Израильские затейники, группа "Шакатак", которая славится незаурядным чувством юмора и таким же чувством ритма, на сей раз решила обратиться к молодежной аудитории. Их шоу Boom Box - зажигательная смесь из брейк-данса и хип-хопа, сопровождаемая видеокадрами. Танцовщики ансамбля по-прежнему "высекают ритм" из чего придется - в том числе из старых грампластинок...
Шоу будет показано 11 октября в центре "Дуль".
Танцевальная компания британского хореографа Майкла Поппера (не путать с героем одного из фильмов "Аниматрицы") представляет спектакль-кабаре "Обратная сторона нежности". Постановка создана на основе движений, придуманных занятыми в ней танцовщиками. Хореографические миниатюры смешиваются в причудливый коктейль, созданный из несовместимых, на первый взгляд, ингредиентов. Как написано в фестивальной программке, "этот спектакль - суть сатира на человеческую природу". В постановке звучит музыка Баха, Бузони, Брамса, Оффенбаха, Хесса, Перритта и Сен-Санса.
Спектакли пройдут 12 и 14 октября в центре Сюзан Далаль.
Кроме того, в рамках фестиваля состоится специальный вечер "3 в 1". В нем участвуют известная израильская танцовщица и хореограф Талия Паз, ее коллега из Бельгии Антонио Монтаниль и лично Майкл Поппер.
Вечер пройдет 13 октября в центре Сюзан Далаль.
Израильский Ансамбль танца кибуцев под руководством Рами Беэра готовит очередную премьеру под названием "Кейф-кефим". По словам Рами, речь идет о "кейфе, который заключен в движении, о кейфе фантазий и кейфе реальности". Этот молодежный, ритмичный, красочный, виртуозный и в то же время поэтичный спектакль действительно позволяет ощутить настоящее наслаждение от танца.
Спектакль пройдет 15 октября в центре Сюзан Далаль.
Турецкая танцовщица Зейнап Танбей продемонстрировала на пресс-конференции фрагмент из своего спектакля "4 ноги" - для чего специально прилетела в Тель-Авив на пару часов из Анкары. Зейнаб училась в Америке, работала в Центре современного танца Марты Грэхем в Нью-Йорке, а вернувшись на родину, создала один из первых в Турции коллективов танца модерн. В своей постановке Зейнап исследует различные состояния тела - от тела в движении до тела в неподвижности, различия между активной и пассивной личностью, хрупкие отношения между представителями человеческой расы.
Спектакли пройдут 16 и 17 октября в центре Сюзан Далаль.
Труппа современного танца "Атербалетто" из Италии привозит на фестиваль две постановки. Одна из них называется родным для итальянцев словом "Кантата". Хотя относится оно к музыке, а не к танцу, солисты
"Атербалетто" умудрились эту самую кантату станцевать. Тем более что речь идет не о торжественном вокально-инструментальном произведении, а об аутентичной музыке итальянского юга, в том числе сборной солянке из неаполитанских песен. Хореографию танцевальной "Кантаты" создал худрук коллектива Мауро Бигонзетти, органично соединив элементы танца модерн с фольклорными мотивами.
Еще один спектакль "Атербалетто" - WAM, что расшифровывается не иначе как Вольфганг Амадей Моцарт. Повествуется здесь о вечном круговороте жизни, о человеческой природе, о взаимоотношениях человека с высшими силами. Танцовщикам аккомпанирует Бруно Моретти, исполняющий на фортепиано сочинения "светлого гения", а в одном из эпизодов - и саксофонист Марио Джованелли, который умудрился сыграть на своем инструменте арию Графини из "Женитьбы Фигаро".
"Атербалетто" считается лучшим в Италии коллективом, работающим в жанре contemporary dance. Название этой авангардной труппы, недавно отметившей свое 25-летие, сложилось из аббревиатуры "Ассоциация театров Эмилио-Романии плюс балет". Хотя чисто авангардным, а значит - рассудочным "Атербалетто" назвать сложно: мешает итальянский темперамент.
Спектакли пройдут 18 и 19 октября в тель-авивском Центре сценических искусств.
Польский театр Dada von Bzdulow выразил готовность вырастить на израильской сцене "Магнолию". Впрочем, вряд ли сей прекрасный цветок предстанет перед взорами публики: Лешек Бздыль и Катаржина Хмелевская, судя по показанному видеоролику, намерены долго и упорно примерять различные наряды, периодически шокируя зрителя наготой. А вовсе не заниматься цветоводством.
Спектакли пройдут 18 и 19 октября в центре Сюзан Далаль.
Несомненно, главным сюрпризом фестиваля станет визит "Компани Монтальво-Эрвье" из Франции - знаменитого театра, балансирующего на грани реального и виртуального. Под руководством бесшабашной парочки Жозе Монтальво - Доминик Эрвье этот данс-театр явит нашему взору постановку On DanSe (обратите внимание на S вместо C - это не опечатка). Речь идет о театрально-хореографической фантазии, полной юмора, напоминающей калейдоскоп феерических аттракционов. Где люди и животные гоняются друг за другом, то и дело переворачиваясь вверх тормашками.
Спектакль On DanSe поставлен на музыку Рамо - французского композитора-вольнодумца эпохи барокко. И эта музыка весьма органично сочетается с современным танцем и видеоэффектами, придуманными озорником и фантазером Монтальво. Причем хореограф столь искусно комбинирует живой танец и видеоизображение, что виртуальную реальность то и дело путаешь с "реалом", в котором зрителю предлагаются и классические балетные па (в иронической подаче), и ритуальные танцы, и даже хип-хоп.
Спектакли пройдут 25 и 26 октября в тель-авивском Центре сценических искусств.
Труппа Salia Ni Seydouиз Буркина-Фасо, с которой мы уже имели возможность познакомиться на Фестивале Израиля-2007, покажут сразу три постановки: Gestes, Waati, the time и Femininmasculin. Помимо взаимоотношений полов, африканских танцовщиков занимают проблемы жизни и смерти, а также различия между мужским и женским телом. Точнее даже не различия, а тождество...
Спектакли пройдут 25 и 26 октября в центре Сюзан Далаль.
Ансамбль "Метрос" из Испании присягает на верность традициям страны - труппа представит знаменитую "Кармен" в хореографии Рамона Ольера (более подробно об этой постановке мы уже писали).
Спектакли пройдут 1, 2 и 3 ноября в тель-авивском Центре сценических искусств.
И, наконец, Израильский балет покажет возобновленную постановку "Ромео и Джульетты" на музыку Прокофьева. Стоит подчеркнуть, что речь идет об абсолютно классической версии балета в хореографии Берты Ямпольски.
Спектакли пройдут 5 и 6 ноября в тель-авивском Центре сценических искусств.
Первый международный фестиваль танца в Тель-Авиве - Tel-Aviv Dance откроется 5 октября и продлится до 6 ноября.
Лина Гончарская, специально для "
Курсора"